Жирков О.А., zc89@mail.ru, Захарова Л.Л. lz@7788.ru
Российская академия государственной службы при Президенте РФ (РАГС), Москва

Электронный стратегический техно-театр для обучения стратегов управления

В условиях современного мира, информационной революции и компьютеризации, успехов математического моделирования сложных социоприродных процессов и вычислительного (на компьютерах) эксперимента неправомерно пользоваться старыми методами и моделями. Старые методы основаны на образцах линейного мышления и линейных приближениях, на экстраполяциях от наличного. Они часто связаны с чрезмерным усложнением модели, стремлением принять во внимание и включить в нее как можно большее число параметров. Прежние методологические подходы к моделированию сложных социальных процессов не учитывают, или по крайней мере, недооценивают, неоднозначность будущего, факторы детерминации эволюционных процессов из будущего, конструктивность хаотического начала в эволюции, роль быстрых процессов в развитии сложного и многое другое.

(Е.Князева,С.Курдюмов "Cинергетика и принципы коэволюции сложных систем". www.hp.ras.ru

 

Электронный стратегический техно-театр (ЭСТТ) - это инновационная человеко-машинная среда поддержки проведения организационно-мыследеятельных деловых игр (типа  мозговой штурм) по методологическим игротехническим сценариям в специальной электронной студии для решения слабоструктурированных проблемных ситуаций в условиях нестабильности.

Поддержка принятия решений на средствах ЭСТТ представляет собой игротехничекий анализ проблемы  экпертами-аналитиками в интеллектуализированной среде оснащённой  программно-аппаратными средствами группового взаимодействия на общем экране.

Применение инновационных, междисциплинарных средств - ЭСТТ, предшествовали достаточно долгие периоды развития методологических принципов проведения организационно – мыследеятельных деловых игр, разработки структурно-функциональных схем моделирования больших организационных систем, студийных сценариев группового взаимодействия пользователей в реальном масштабе времени, когнитивной графики и когнитивных систем, систем анализа проблемных ситуаций и разработка специальных студийных программно-аппаратных средств.

Сложность разработки и эксплуатации такого типа систем определяется с одной стороны необходимостью простоты и доступности игротехнических студийных технологий для группы конечных пользователей, и с другой стороны – глубиной и адекватностью заложенных методологических принципов игрового анализа ситуации.

Скорость и глубина рассмотрения игровой ситуации во многом зависит и от способа её представления. Интерактивная визуализация и когнитивная графика во много раз ускоряет и на другом качественном уровне представляет возможность осмысления ситуации группой пользователей. Но при групповом пользователе, как и в учебной группе, разделение индивидуумов на право- и лево- полушарных создает определенные, ещё слабо изученные трудности группового взаимодействия в процесса коллективного синтеза, анализа, оценки и принятия решений.

Определенные сложности возникают и при использовании на различных этапах сценария игротехнического процесса, использование тех или иных математических методов анализа и оценки ситуации разнопрофильной командой экспертов-аналитиков. В настоящее время разработан опытный образец сетевой версии программного обеспечения для групповой поддержки студийных технологий ЭСТТ с эргодизайнерским интерфейсом и отдельными рабочими местами режиссера и игротехника сеанса, а также электронный стол группового взаимодействия на экране коллективного пользования.

В настоящее время разработаны, находятся в стадии опытной эксплуатации и практически используются отдельные модули поддержки процесса анализа ситуации в ЭСТТ, ориентированные на различного типа доминантный способа восприятия ситуации от левополушарного т.н. алгебраического до правополушарного – образно-креативного и синтезирующий, где образное представление проблемной ситуации синтезировано на экране с его аналитической оценкой. В процессе разработки авторами использован накопленный опыт при разработке и эксплуатации первой очереди “Cитуационной Комнаты” Президента РФ (1991-1995гг.) и сопровождения работы специализированного блока оценки социально-политической ситуации

На “Ситуационном центре” Президента РФ (1995-1998гг.).

Система инвариантна то есть настройка на конкретную предметную область,  в частности для принятия решений в условиях нестабильности при наличии экспертов по предметной области занимает достаточно мало времени и заключается в создании интеллектуальной виртуальной среды, где на первом этапе создаются варианты решения проблемы, факторы её оценки, а на втором этапе осуществляется игротехническое взаимодействие аналитиков при оценке и дальнейшем углублении в предметную область.

В настоящее время, в условиях кризиса основными особенностями информационного поля стали нестабильность, недостоверность и быстрое изменение числовых показателей ситуации. В этих условиях качественная оценка ситуации используемая в представленном программном комплексе становиться особенно актуальной.

Система ориентирована на групповое взаимодействие наример, при проведении тендера на застройку территории, где разнопрофильные специалисты архитекторы, строители, экологи, потенциальные заказчики и инвесторы, представители мери и общественности достигают консесуса  при оценке вариантов застройки территории.

Технологии ЭСТТ ориентированы на экспертный анализ проблемы с использованием ряда известных и  инновационных методов оценки слабоструктурированной проблемной ситуации: метод анализа иерархий, нейронные сети, метод когнитивных графов синтезированные с генетическими алгоритмами, интерактивный метод создания виртуальных картофонов, где алгоритмически не связанные между собой показатели можно анализировать по принципу “сапоги с пирогами” и т.д.

На рабочем месте режиссера сеанса групповой оценки ситуации находятся экран управления сценарным процессом и три экрана для отображения предметной области, на одном из экранов совмещается текущий вариант оценки и оценочный модуль.

Элементы технологии ЭСТТ проходили апробации при решении ряда проблемных ситуаций и специальных программ, в течение трех преподаются в кафедральном курсе “Исследования социальных и политических процессов”, а опытный образец моделирующего стенда в настоящее развернут в Информационно-методическом центре технологий государственного и муниципального управления РАГС.

Наш адрес: www. e-theatre.ru (zc89@mail.ru).

Литература

1.       Жирков О.А. Электронный деловой театр для обучения коллектив-ному принятию решений в условиях неопределенности. Конгресс “Информационные технологии  в  образовании”  XVI Международная конференция – выставка “ИТО-2006” www.ito.su

2.       Жирков О.А., Курносов Ю.В., Полуденный Н.Н. Интерактивно-аналитическая среда групповой поддержки разработки управленческих решений. Федеральное агентство по образованию, ”Отраслевой фонд алгоритмов и программ”. Свидетельство об отраслевой регистрации разработки 9658, Инв.№50200800031 Код ВНТИЦ 303024050320. От 21.12.2007 www.ofap.ru

3.       Анисимов О.С., Ефремов В.А., Жирков О.А. Электронный деловой театр – интерактивно-аналитическая среда групповой поддержки решений. Всероссийская конференция с международным участием: сборник статей “Виртуальный театр ситуационного центра” / Омск: Российский гуманитарный научный фонд, Омский государственный институт сервиса, 2007. 11 стр. вкл. ил. ISBN 978-59035-16-3  www.ofim.oscsbras.ru